При изучении биологии развития репродуктивных органов какого-либо растения необходимо прежде всего выяснить, на базе каких стадий общего развития у этого растения они могут образоваться, какие условия требуются каждой из этих стадий и для самого процесса развития органов.
Академик А. А. Авакян (1949, 1950 годы) своими исследованиями доказал, что всякому биологическому процессу в организме предшествует образование определенных форм питательных веществ в соответствующих органах растений.
В результате ассимиляции этих веществ в меристемных клетках точки роста происходит тот или иной характер обмена веществ, обусловливающий соответственные стадийные изменения и на базе их образование определенных органов и признаков растения.
У плодовых деревьев развитию органов плодоношения, по-видимому, также предшествует образование специфических форм питательных веществ, происходящее при определенных условиях внешней среды и условиях питания.
В соответствии с этим при изучении биологии развития репродуктивных органов яблони мы вначале выясняли условия, требуемые растениями для создания определенных питательных веществ, обусловливающих образование цветочных почек, цветков и плодов, а затем устанавливали характерные особенности каждой формы питательных веществ.
Наиболее ответственным моментом в развитии репродуктивных органов является закладка цветочных почек, когда образовательная ткань конуса нарастания стебля меняет направление своего развития и вместо вегетативных органов образует репродуктивные (цветки). Поэтому в нашей работе с яблоней основное внимание было уделено изучению условий развития цветочных почек и цветков у яблони.
На первом этапе исследований, при выяснении условий питания, необходимых для закладки цветочных почек, объектами изучения служили одно-двухлетние саженцы, как более удобные для экспериментирования, затем основное внимание было уделено физиологическим, биохимическим и анатомическим исследованиям, как с молодыми, так и со взрослыми плодоносящими и неплодоносящими деревьями. Выяснение значения отдельных факторов среды для развития репродуктивных органов проводилось методом параллельных наблюдений – изучался ход развития цветочных почек в зависимости от метеорологических факторов. При этом имелось в виду, что у деревьев одного и того же сорта требования точек роста стебля к условиям питания для развития их в цветки являются одинаковыми как у взрослых плодоносящих, так и молодых, стадийно готовых, но не вступивших в пору плодоношения, растений.